Тимошенко ищет новый имидж. Яценюк «штампует» месседжи, Тигипко играет в «умеренного профессионала». Мониторинг политического популизма и вранья. 30 ноября — 6 декабря «Телекритика» продолжает проект «Мониторинг роли СМИ и политической рекламы в выборах-2010» в рамках проекта общественной организации Internews Network «В-Медиа». Составляющей проекта является анализ публичных заявлений, политических программ и агитационных месседжей кандидатов. Подробнее о самом проекте можно прочитать здесь. Анализ избирательных программ, выступлений и публичных обещаний украинских кандидатов имеет хоть какой-то смысл, если принимать во внимание несколько аксиом, по которым много лет функционирует отечественный политикум. Никто из нынешних кандидатов в президенты в борьбе за власть не опирается на идеологические ценности. Единственная идея, которой отданы все без исключения, — желание получить всю полноту власти любой ценой. В определенном смысле исключение составляют лидеры маргинальных политических образований наподобие П. Симоненко, О. Тягнибока или Ю. Костенко, которым не хватает ресурсов, чтобы претендовать на реальную борьбу за власть, поэтому они пытаются выжать максимум из присвоенных идеологических мифов — с надеждой на то, что получат «товар» для торгов с главными игроками и локальные «триумфы» на местных выборах. Борьба за весь электорат приводит к объединению в программах и выступлениях кандидатов абстрактных и противоречивых обещаний по принципу, который был озвучен в популярном фильме «День выборов» — «Я дам вам все» При этом, как правило, обещания, которые декларировались кандидатами в предыдущих кампаниях, успешно забываются и появляются уже в новых, насколько это возможно, интерпретациях в новых программах. Изменение публичной позиции в зависимости от конъюнктуры — вообще одна из родовых признаков украинского политика. Предвыборные декларации обычно не имеют ничего общего с практическими управленческими действиями тех, кто в результате выборов приходит к власти. Поэтому обещанные стратегии национальных «прорывов» и «опережающего развития» в конечном итоге сводятся к лихорадочного попытки совместить элементарный дерибан бюджетных средств победителем и его соратниками с попытками найти средства для выплат пенсионерам и бюджетникам — как правило, именно перед следующими выборами (вспомнился анекдот: пустой зал роскошного казино, случайный посетитель спрашивает у крупье «Почему нет посетителей?», на что тот невозмутимо отвечает «Ждем транша МВФ»). Перечисленные аксиомы, конечно, не открытие, а очередная констатация, которая только помогает понять, почему растет процент «против всех» и тех, «кто не определился». Искать нестыковки в программах кандидатов с их предыдущими взглядами, а тем более действиями — это то, что называется сизифов труд. Выявить их совсем не сложно, но это означает лишь подтвердить то, о чем меньшая часть граждан знает точно, большая — догадывается, остальные — чувствует. Поэтому в ходе нынешней кампании есть смысл следить только за тем, насколько успешно удается кандидатам воплощать идеи собственных технологов. Но практика этой кампании свидетельствует: креатив в политических манипуляциях, которыми так безоговорочно полагаются наши политики, тоже имеет свои пределы. Впрочем, значительная часть аудитории, привыкших к восприятию политических событий как бесконечного сериала, таки склонна сделать свой выбор. Цель кандидатов — выполнить ту роль, которая придется по душе большинства — даже не избирателей, а зрителей. Прошедшая неделя Юлия Тимошенко завершила инвективами в адрес украинских телеканалов. Она обвинила украинские телеканалы в манипулировании сознанием населения в угоду олигархам. Об этом сообщает информационное агентство «Интерфакс-Украина». «Центральные украинские телеканалы манипулируют сознанием граждан в пользу финансово-олигархических групп», — подчеркнула госпожа Тимошенко во время своего выступления на торжественном собрании по случаю Дня местного самоуправления. Она заявила: «Манипуляция сознанием людей происходит абсолютная. Все каналы центрального телевидения сегодня принадлежат олигархам — запомните это. Ни один канал не формирует политику так, чтобы она соответствовала реальной ситуации в стране ». По словам премьер-министра, «сегодня каждая новость на канале телевидения формируется в штабах отдельных кандидатов в президенты, которые воплощают олигархию и ее интересы». В качестве примера госпожа Тимошенко напомнила свое выступление в передаче «Шустер live» на телеканале «Украина», когда на прямой эфир появились без приглашения народные депутаты от Партии регионов и попытались сорвать ее выступление. «И они сами признали, что формировали этот эфир в штабе Партии регионов. Так это стало открытым, потому что просто Господу угодно это позорное дело открыть, и потому что показал всей стране, которая сегодня свобода слова, которые сегодня новости », — сказала премьер-министр, не уточнив, о каких именно новости идет. «И когда у нас, украинского, формируют комплекс неполноценности, когда нам рассказывают, что мы как украинская нация ничего не стоят, потому что у нас все хуже, чем в мире, когда у нас происходит якобы развал по всем направлениям — я хочу вам сказать, что это не просто манипуляция, а это разрушение нашего сознания », — подчеркнула премьер. Почему вдруг премьер-министр именно сейчас решила поднять тему тотальной заангажированности телевизионщиков? Ведь как раз ей не стоит жаловаться на то, что ее штабисты не справляются с обеспечением коммуникации со зрителями. Да и высокий должностной статус создает широкие возможности для формирования информационных поводов. Возможно, разгадка в том, что мы стали свидетелями очередной смены центральной темы кампании Тимошенко. Это изменение стало очевидным в ходе ее выступления в программе «Большая политика» на «Интере» в прошлую пятницу. Рейтинговые потери, которые стали неутешительным следствием премьерства во время экономического кризиса, заставляют премьера и ее советников искать нового поворота в ходе кампании. А точнее — вернуться к «конфронтационного» сценария — модели противопоставление одинокого борца за справедливость преступным олигархам, которую Юлия Тимошенко неоднократно и довольно успешно эксплуатировала ранее. В определенной мере этот поворот свидетельствует, что выбранная ранее модель «работающей ее» на фоне неспособности конкурентов, как и «гриппозная» модификация такой стратегии, не обеспечила приемлемого результата. Разочарование электората экономическими результатами деятельности правительства оказалось сложно объяснить глобальными мировыми процессами. Новые объяснение — поиск врагов внутри страны. Теперь запущен, а, точнее, вновь извлечены из запасников, сюжет «Один против всех». Собственно, это почти дословно озвучила сама Юлия Тимошенко в своем выступлении на «Интере»: «Все против меня. Это не просто так, это не случайность, так как они (оппоненты) твердо знают, что мой приход к власти — это конец всех их схем, всем их искусственном на стране процветании. Они это хорошо знают, поэтому они сплотились так, что их просто различить невозможно », — отметила кандидат в президенты. Но и отказываться от затратного образа «работающей» Тимошенко полностью не стала, просто перевела его в статус дополняющего. Она сообщила, что накануне начала избирательной кампании подавляющее большинство ее советников рекомендовали ей уйти в отставку с поста премьер-министра, но она не согласилась с таким советом. «Я никогда не привыкла прятаться, я считаю, что это была бы, на мой взгляд, банальная измена том, что я точно знала, что те ребята, которые сейчас себя позиционируют как хорошие хозяйственники, экономисты, финансисты, а в действительности они неплохо поживились за прошлые годы и из них вряд ли кто с этим кризисом справится ». В новую стратегию кампании сюжет о «олигархический диктат на телеканалах» вписывается логично, хотя и противоречит реальному уровню присутствия Тимошенко в телеэфирах. Согласно такой логике следующим шагом должно быть исчезновения премьера с эфира и переход к заключительному этапу кампании — общенационального тура — возможно, с задействования мобилизованного потенциала попсовых звезд, чтобы вытянуть избирателей на улицу из-за новогодне-рождественских столов. Еще одним подтверждением изменения вектора кампании стало заседание правительства, специально посвященное вопросу борьбы с коррупцией, где было принято 14 тезисов (мы подробно проанализируем их смысл, как только они появятся в открытом доступе). Пока можно лишь отметить, что в своем выступлении Юлия Тимошенко уделила отдельное внимание «Межигорском» сюжета. Вот как это прозвучало: «Сегодня также в разделе Разное «будет рассмотрен отчет Минюста, включая Уполномоченного по вопросам борьбы с коррупцией по возвращению государству 140 га» Межгорье, которая является государственной резиденцией, которую просто забрал Янукович, потому что он уходил с должности и ему нужно было что-то прихватить. Поэтому сегодня мы еще посмотрим, как вернуть эту важную государственную собственность, так как, по предварительным оценкам, ее стоимость составляет от 1,2 до 1,5 млрд грн. И это мы будем возвращать публично и прозрачно. И те чиновники и высокопоставленные должностные лица, которые нечестными грязными руками то взяли у государства на базе коррупции, пусть вернут обратно. А если сами не смогут, то мы их просто заставим это сделать ». Как это уже было в ходе последних избирательных кампаний, бремя прямых атак на конкурентов Тимошенко переложила на своих однопартийцев и союзников. Пока Виктор Янукович минимизирует свои публичные появления и появляется на публике исключительно в комфортном для себя формате, терпеливо ожидая того момента, когда прогнозы социологов станут реальностью, его

оппоненты пытаются использовать все возможности для персональных атак. Активная реанимация «межигорской дела» едва ли не единственная тема, которая, кажется, по-настоящему затрагивает Януковича, если судить по тональности его комментариев и чрезмерной активности его соратников в защите собственности своего лидера. Как знать, может, естественная хозяйственность главного «оппозиционера» делает его уязвимым в далеко не главной теме противостояния с Тимошенко. Но, почувствовав эту слабость, оппоненты все настойчивее раскручивают тему незаконного присвоения государственной собственности. Активную позицию занял в этом процессе министр внутренних дел, который сделал резкое заявление в ходе заседания правительства. Из ее содержания можно сделать определенные выводы относительно того, каким будет содержание заключительного этапа кампании Тимошенко. Цитируем по русскоязычной версии «Liga.net»: «Как передает корреспондент ЛИГАБизнесИнформ, поясняя свой скепсис относительно антикоррупционных инициатив Кабинета Министров, Ю. Луценко, в частности, отметил: Кандидат в президенты Янукович стибрил у всех на глазах 140 гектаров земли, в своей декларации кандидата в президенты показал на 30 миллионов меньше доход за проданную квартиру, и ему плевать, и 30% избирателей это поддерживают. По словам главы МВД, все это «косметические меры», которые необходимы в нормальном обществе. «У нас больное общество. Я лично считаю, что выздоровление, как и во всех странах, которые прошли такой же путь, зависит от сильной личности. Президент Рузвельт лично подписывал указы, которыми объявлял врагами нации преступников, которых расстреливают без суда и следствия… В этой ситуации, конечно, до внесудебных решений нельзя доходит, но, Юлия Владимировна, становитесь Президентом, создавайте спецсудов, спецпрокуроров, спецследователей и не морочьте голову надеждами на то, что косметическим методами можно что-то сдвинуть с места в этой ситуации », — подчеркнул Ю. Луценко ». Перспективность антикоррупционной тематики стала очевидной не только для лидеров гонки. К ней попытался прибегнуть и Арсений Яценюк, дополнив свою визуальную кампании биллбордов «Иду на войну с коррупцией». Впрочем, это не принесло кандидату ощутимых имиджевых достижений. Наоборот, в последнее время социологические опросы свидетельствуют о значительном рейтинговое «проседания» Яценюка. По оценкам экспертов, во многом он «обязан» этим откровенно неудачном визуальному решению своей кампании. Выбранный технологами образ, по замыслу, должен, очевидно, предоставить агрессивности и даже грубости привычном имиджа «отличника-политического вундеркинда». Но «милитаризация» оказалась явно чужеродной для кандидата и пошла в разрез с представлениями избирателей. Сыграла свою роль кризис отношений с медиамагната, что существенно ограничило доступ Яценюка в эфире общенациональных каналов.

РепортерНовостиЮлия ТимошенкоТимошенко ищет новый имидж. Яценюк «штампует» месседжи, Тигипко играет в «умеренного профессионала». Мониторинг политического популизма и вранья. 30 ноября — 6 декабря «Телекритика» продолжает проект «Мониторинг роли СМИ и политической рекламы в выборах-2010» в рамках проекта общественной организации Internews Network «В-Медиа». Составляющей проекта является анализ публичных заявлений, политических программ...Политика, экономика, культура, спорт. Новости.